Детские страхи. Причины и коррекция детских страхов

Детские страхи: виды и причины возникновения, особенности проявления, диагностика и коррекция

Детские страхи. Причины и коррекция детских страхов

Страх — нормальное явление для правильно развивающегося организма. Это защитная реакция на раздражитель.

Страх, проявляющийся в соответствии с возрастными развитием, чаще всего проходит самостоятельно или легко поддаётся корректированию.

Психология определяет страх как одну из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего характера и может развиваться в любом возрасте.

Определение понятия

Детские страхи — явление, обусловленное возрастными особенностями развития психики, с которым в той или иной степени приходится встречаться и работать всем родителям, воспитателям, педагогам.

Даже в совершенно различных цивилизациях у детей на определённых этапах развития проявляются некоторые общие страхи, например, боязнь разлуки с мамой, темноты, агрессивных животных, резких звуков и некоторые другие. А значит, возникновение фобий является важной частью общих закономерностей развития психики ребёнка.

Страхи, возникающие в результате нормального развития ребёнка, не требуют серьёзного вмешательства со стороны специалистов и их несложно скорректировать в домашних условиях самим родителям.

Виды и проявление детских страхов

Страхи можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные:

  • Ситуационный возникает в опасной, необычной или шокирующей обстановке: громкий звук, резкое изменение окружающей обстановки, пугающее поведение людей или животных, опасная ситуация.
  • Личностный определяется характером человека и может проявиться в новой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, животными, предметами.

Каждому возрасту присущи определённые фобии, проявляющиеся в большей или меньшей степени.

До года малыша могут пугать громкие звуки, незнакомые люди, различные неожиданные ситуации, резкая смена обстановки. Этому возрасту часто присуща также боязнь высоты. Боязнь разлучения с мамой появляется у малышей уже с первых месяцев жизни.

В возрасте 1—2 лет может прибавиться страх травмирования, это связано с тем, что происходит активное освоение двигательных навыков. Часто присутствует сильная боязнь разлуки с родителями. А также ребёнок может бояться сновидений, из чего может появиться страх засыпать.

В 2—3 года страх разлуки с родителями всё ещё силён, добавляется страх отвержения с их стороны, может пугать изменение уклада жизни, природные явления (гром, град, ветер, молния). Серьёзной проблемой может оказаться боязнь сновидений, особенно если малышу снятся кошмары.

В 3—5-летнем возрасте часто проявляется страх перед вымышленными чудовищами и сказочными персонажами. Маленькие дети неспособны чётко разделять реальность и мир снов, сказок, фильмов. Кощей бессмертный и Баба-яга для малыша — персонажи, которых он может вполне реально бояться.

Возраст 5—7 лет может характеризоваться возникновением страха физической боли и насилия. При этом страх одиночества и потери родителей, страх потеряться самому и прочие страхи более ранних периодов могут сохраняться.

Проявится ли тот или иной страх и насколько сильными будут его проявления, зависит от особенностей психики конкретного ребёнка и от окружающей его обстановки.

Причины возникновения

Причиной возникновения страха и тревожности у детей является особенность детской психики отличающейся большей восприимчивостью, ранимостью, обострённым восприятием внешних воздействий и неспособностью в должной мере им противостоять. Такие явления, как тревожность и страх, если они действительно обусловлены возрастными особенностями развития, чаще всего имеют временный характер.

Если же страхи не проходят долгое время и переживания, которые они вызывают, тяжело переносятся ребёнком, это чаще всего говорит о том, что причиной является какое-либо серьёзное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Такие состояния требуют консультации специалистов, которые могут помочь родителям определить причину и вывести ребёнка из сложного состояния.

Часто ситуации, способствующие возникновению детских страхов и тревожности, создают сами родители и ближайшее окружение ребёнка. Неосознанное или даже целенаправленное запугивание малыша, неблагоприятные, проблемные отношения между родителями, неадекватное отношение родителей к детям, — всё это может спровоцировать возникновение детских страхов.

Возможные последствия

Непреодоленные и патологические страхи, проявляющиеся в крайних формах, могут тормозить психоэмоциональное и даже физическое развитие и приводить к проблемам во взрослой жизни человека. Невозможность приспособиться к окружающему миру, сложности в коммуникации, проблемы в семейной жизни — причиной всего этого могут быть не скорректированные вовремя детские страхи.

Способы преодоления

В первую очередь, преодоление детских страхов — это проблема родителей и ближайшего окружения малыша. Понимая, что боязнь в определённом возрасте каких-то ситуаций, вещей или существ — это нормальное явление, родители должны помочь ребёнку пережить этот сложный для него период и не дать перерасти фобиям в неврозы.

Даже незначительные, а может быть, даже глупые или нелепые (по мнению взрослых) фобии необходимо с ребёнком обсуждать. Малыш не должен бояться рассказывать взрослым о своём страхе. А взрослые не должны преуменьшать значимость его переживаний. Стоит постараться отвлечь и мягко переубедить малыша, объяснить, чего бояться не стоит, показать, что он находится под надёжной защитой взрослых.

В процессе воспитания стоит избегать некоторых моментов, способных спровоцировать возникновение страхов или усилить уже имеющиеся фобии.

  • Ребёнок, особенно первых лет жизни, формирует свою реакцию на то или иное событие, основываясь на реакциях взрослых из ближайшего окружения. Излишне эмоциональные реакции («упадёшь!», «нельзя!» и т. д. ) родителей могут способствовать возникновению боязни каких-либо ситуаций, предметов, явлений.
  • Запугивание ребёнка («дядей», «бабайкой», «полицией» и т. п. ) положительного эффекта не принесёт, а вот развить дополнительные страхи, скорее всего, может.
  • Детям очень важно чувствовать любовь родителей и защищённость рядом со своими близкими. Родители, обещающие малыша «отдать», «оставить», «уйти», только усугубляют боязнь остаться одному, потерять родителей, зарождают чувство ненужности.

В то же время дети, родители которых находят время для совместных игр, разговоров, умеют говорить о своих чувствах к ребёнку, легче переживают периоды обострения возрастных страхов и выходят из них без последствий.

Коррекция страхов у дошкольников

В некоторых случаях для коррекции боязни необходима помощь специалистов. Различные методы психокоррекции можно применять после консультации специалиста в домашних условиях, в чём-то могут помочь воспитатели и психологи в детских дошкольных учреждениях.

Такие симптомы, как раздражительность, чрезмерная эмоциональность, нервозность, капризность, навязчивые действия и привычки (обгрызание ногтей и прочее), проблемы с засыпанием и сном — всё это может быть последствиями детских фобий.

Диагностика детских страхов у дошкольников в зависимости от возраста проводится в форме беседы, игры, оценка тревожности может быть проведена через рисунок, сказку.

Составленная в процессе диагностики характеристика покажет, насколько ребёнок тревожен и укажет пути преодоления проблемы.

Существует множество методик, помогающих справляться с фобиями у детей дошкольного возраста. Все их можно разделить на два основных направления: игра и художественная деятельность.

Терапия через игру может проводиться в различных её видах: сюжетные игры, ролевые игры, подвижные игры и т. д. Такие методики помогают ребёнку раскрыться, преодолеть неуверенность в себе и пережить травмирующее воздействие без последствий, избавившись от фобий и тревожности. Такие методики часто оказываются единственным вариантом коррекции для малышей первых двух-трёх лет жизни.

В качестве художественной деятельности может применяться рисование, цветотерапия, лепка, рисование песком, аппликация, музыкальная терапия, танцетерапия. Все эти методики помогают ребёнку осознать свой страх, выразить его тем или иным способом, а в результате и преодолеть.

Перенесение предмета боязни в сказочный мир, изображение его на бумаге или попытка изобразить его другим способом (часто это делается в смешном и нелепом виде) обычно приводит к тому, что фобия постепенно отступает.

В совокупности с основными методами часто применяются ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, общение с природой.

Несмотря на то что переживание страхов является неотъемлемым элементом развития психики, непроходящие состояния, связанные с боязнью и фобиями, могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребёнка и препятствовать гармоничному развитию личности.

Воспитание адекватной боязни реальных опасностей и угроз должно проходить в совокупности с поддержанием в ребёнке уверенности в себе, чувства защищённости. Любовь, забота, внимательное и чуткое отношение родителей к своему ребёнку всегда будут лучшими мерами профилактики развития детских фобий и тревожности.

Источник: https://chebo.pro/zdorove/detskie-strahi-vidy-prichiny-i-osobennosti-proyavleniya.html

Детские страхи: причины и коррекция

Детские страхи. Причины и коррекция детских страхов

Почти каждый ребёнок может испытывать те или иные детские страхи: это может быть и страх темноты, и страх собак, и много других.

Часто страхи преследуют ребенка, они мешают спокойно спать, развиваться. Ребёнок может замкнуться в себе, начать заикаться.

И мы, как заботливые родители, не должны этого допускать, а должны всячески бороться с детскими страхами, чтобы помочь ребёнку их преодолеть.

Что такое детскиий страх?

Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрасте. В старшем дошкольном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер.

При поступлении в школу у детей наблюдается высокий уровень тревожности. Многие страхи в подростковом возрасте являются следствием развития раннее предшествующих страхов и тревог.

Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте.

Если всесторонняя помощь будет оказана в раннем возрасте, можно рассчитывать на отсутствие развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Вот почему так важно понимать причины появления детских страхов и еще в раннем возрасте купировать их.

Причины детских страхов

  • Cлучай, событие, реально произошедший с ребенком. Резко посигналила машина, напугала собака, застрял в лифте, и т.д. Такого типа страхи легко поддаются коррекции и если события не повторяются, то часто проходят сами собой.
  • Особенности характера ребенка. Появлению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, низкая самооценка, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость. Все это является, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? Многие из них — от нас взрослых. Из этого вытекает следующая причина:
  • Запугивающее воспитание. «Будешь плохо себя вести, отдам в детский дом!» «Не ляжешь спать, тебя съест серый волк». «Взрослые частенько злоупотребляют такими угрозами». Наказывать страхом ребенка нельзя и вредно. Гораздо эффективнее сказать прямо, что вы не довольны его поведением. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен дорогой для него человек.
  • Тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Часто это происходит в семьях , которые обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается по отношению к малышу. Эта тревожность усугубляется если ребенок — единственный, поздний или нездоровый. от таких родителей часто слышно: Не залезай высоко – упадешь! Не гладь собаку – укусит! Если ребенок здоров и психически устойчив, скорее всего, он, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание. Но сложность в том, что наследственность и постоянные опасения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
  • Детские фантазии. У дошкольников и младших школьников очень сильно развита фантазия. Ребенок населяет свой мир фантазийными персонажами. Он, таким образом, делает понятным этот мир для себя, и отчасти управляемым, но иногда порождения его фантазии выходит из-под контроля, становиться непослушными — страшными.
  • Наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание — возможно у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо на приеме у психолога.

Коррекция детских страхов

В психологической литературе описаны различные способы коррекции детских страхов разной причины. В целом, все способы условно можно разделить на три группы:

  1. Игра со страхом;
  2. Рисование страха;
  3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных и составлен  комплекс коррекционных методик детских страхов, который включает в себя:

  1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
  2. Методики, основанные на использовании арт-терапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Что делать, если вы обнаружили у ребенка страх чего — либо?

Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на его страхи, не ругайте. Внимательно выслушайте малыша, постарайтесь понять причину страха.

Объясните малышу, что он в безопасности. Поделитесь с ним историями из своего детства о том, как вы тоже чего-то боялись, и что помогло вам справиться со страхом. Пусть, малыш нарисует свой страх на листочке.

Потом сожгите листочек и вместе с ребенком развейте пепел и скажите, что страха больше нет. Обеспечьте малышу атмосферу любви и заботы. Не позволяйте ему смотреть страшные фильмы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал.

Если у вашего малыша появился страх, с которым вы не можете справиться самостоятельно, обращайтесь за профессиональной помощью.

В EVIO-club работают квалифицированные психологи, которые будут рады помочь Вашей семье справиться с любой проблемой, в том числе и с детскими страхами.

Ведущий психолог

Источник: http://evio-club.com/statiy/vospitanie-detey-statiy/detskie-straxi/

Детские страхи – причина, коррекция, диагностика, как бороться

Детские страхи. Причины и коррекция детских страхов

Все страхи начинаются с детства. Ребенок тоже боится. Первой причиной всех детских страхов является инстинкт самосохранения. Однако по мере роста и познания окружающего мира у ребенка появляется все больше страхов, основанных на вымышленных или навеянных убеждениях. Диагностику страхов должен проводить детский психолог, чтобы определиться с методами коррекции и способами, как бороться.

Все люди боятся. Первые страхи начинаются еще с детства, когда человек подвержен инстинкту самосохранения. Конечно, данный инстинкт, по мнению специалистов интернет-журнала psytheater.com, побуждает каждого предпринимать все действия, чтобы сохранить собственную жизнь. Однако потом начинают развиваться страхи, которые абсолютно не связаны с угрозой жизни.

Поскольку ребенок является копией своих родителей, то и страхи, присущие им, начинают развиваться у него. Поскольку ребенок еще не знает, как реагировать на раздражители окружающего мира, он обращает внимание на реакции своих родителей.

Если они чего-то боятся, то и он приучается бояться, чтобы не подвергать себя опасности (родители ведь лучше знают, чего бояться, а чего нет!).

Так, если родители боятся нищеты, то и ребенок будет ее бояться, хотя на самом деле данный аспект жизни не угрожает человеку смертью.

Что такое детские страхи?

Под детскими страхами следует понимать такую же тревожную и беспокойную реакцию в эмоциональном плане, которую испытывают взрослые люди. Страх может быть ответной реакцией как на реальные, так и на вымышленные раздражители.

Так, ребенок может бояться определенного выражения лица своего родителя, который обычно именно с такой мимикой переходит к физическому избиению ребенка.

Малыш может бояться притрагиваться к игрушке, поскольку, по его мнению, она является для него опасной.

Обычно детские страхи основаны на фантастических представлениях об окружающем мире. Поскольку малыш еще мало знает и понимает тот мир, в котором он появился, он всего опасается или боится. Малыш осторожничает, медленно принимает решение, действует аккуратно.

Все основано на инстинкте самосохранения, когда человек, впервые с чем-то столкнувшись, сначала наблюдает, со стороны изучает, осторожно пробует новый предмет.

Лишь тогда, когда становится понятно, что предмет абсолютно неопасен, человек начинает с ним быстро и легко обращаться.

Окружающий мир для ребенка является неизведанным полем. Он пока не знает, что представляет для него опасность. Вот почему очень важно изучать окружающий мир вместе с ребенком, объясняя ему, что его окружает и как с этим нужно обращаться.

Если ребенок перед чем-то испытал страх, он, скорее всего, этого будет бояться. Частыми детскими страшилками становятся монстры под кроватью или темнота. Какова причина данного явления?

  1. Монстры под кроватью появляются в тот момент, когда ребенок не уверен в своей безопасности. Он смотрит по телевизору страшные мультики, родители его чем-то пугают, а мир кажется страшным. Тогда ребенок не чувствует себя в безопасности, даже находясь дома.
  2. Темнота является часто инстинктивным страхом, когда человек не может четко распознавать предметы вокруг себя. Не видя, что его окружает, ребенок начинает фантазировать, представляя, что в его комнате находятся страшные существа, которых он не видит из-за темноты. Вообще темноты могут бояться даже взрослые, поскольку пока они не контролируют обстановки, их воображение начинает рисовать страшные картины.

Не стоит к страху относиться отрицательно. На самом деле у страха есть механизм, который очень полезен для человека. Данный механизм называется защитным, поскольку под воздействием страха человек совершает исключительно такие поступки, которые сохранят его жизнь.

Если ребенок боится высоты, то он не будет взбираться на крышу дома или дерево. Если ребенок боится животных из-за наличия у них клыков, он не будет к ним подходить.

Другими словами, страх заставляет человека ограждать себя от того, что может ему навредить. Это полезная функция.

Почему же тогда родители хотят помочь детям избавиться от страхов? Речь в данном случае идет о тех боязнях, которые ничем не угрожают ребенку, а лишь мешают ему познавать окружающий мир.

перейти наверх

Как диагностировать детские страхи?

Детские страхи бывают разные. Одни из них реальные, другие вымышленные, третьи могут носить невротический характер (когда ребенок ожидает чего-то плохого). Психолог используется несколько методов диагностики детских страхов:

  1. Разговор.
  2. Рисование.
  3. Лепка.
  4. Проективные тесты.
  5. Шкала тревожности Филлипса.
  6. Методика Спилбергера.
  7. Шкала тревожности Тэмла.

Порой очень трудно выведать у ребенка, чего он боится, поскольку даже сам малыш может не совсем хорошо понимать свой страх. Требовать от него разумных рассуждений на тему того, чего он боится, не следует. Лучше всего ребенок передает свои внутренние переживания через предметы искусства: рисование, лепку и пр.

Детские страхи бывают:

  • Немыми – когда ребенок отрицает наличие у себя страха, однако родители замечают, чего их малыш боится. Это может быть страх, например, незнакомых людей или животных.
  • Невидимками – когда ребенок полностью осознает свой страх, однако родители не замечают никаких признаков. Это может быть страх перед наказанием родителями за совершение плохого поступка. Данный страх возникает, когда в семье коммуникация между родителями и детьми нарушена. Ребенка наказывают, не объясняя и не выясняя причин его поведения.

перейти наверх

Детская смелость и страх

При борьбе со страхами люди начинают развивать смелость. Это две реакции на один и тот же раздражитель. Если одни будут бояться, другие останутся храбрыми.

Смелость – приобретенное качество, которое следует развивать у малышей.

Поскольку лишь поначалу ребенок боится чего-то из чувства самосохранения, то затем у него начинают возникать страхи социального плана: страх не соответствовать, не быть таким, как все, выглядеть нелепым.

Поскольку страх сильно ограничивает действия ребенка, сужает его пространство действий и решений, необходимо развивать смелость.

Быть храбрым – значит бояться и при этом контролировать свои эмоции, не поддаваться их влиянию. Чтобы развить храбрость, нужно малышу помочь в этом:

  1. Хвалить.
  2. Не называть трусишкой.
  3. Не пугать.
  4. Научить способам борьбы с собственными страхами.
  5. Не ругать.
  6. Объяснять явления, которых кроха боится.
  7. Представить страх в смешном образе.

перейти наверх

Как корректировать детские страхи?

Поскольку малыши редко могут объяснить собственные страхи, необходимо предложить им нарисовать свои страхи. Если ребенок не хочет рисовать свои страхи, тогда предлагается родителям нарисовать свои страшилки. В случае неготовности ребенка обсуждать тему страхов не следует на этом настаивать.

Коррекция детских страхов проводится путем выявления вариантов того, как с ними можно справиться. Родители должны научить ребенка:

  1. Изучать свой страх, находить слабые стороны.
  2. Не бояться того, что не вызывает смерти.
  3. Разрабатывать варианты, как себя вести в ситуации страха.
  4. Высмеивать собственный страх.
  5. Контролировать свои эмоции.

Родителям не следует смеяться над самими детьми, которые боятся. Также не нужно создавать им ситуаций, которые их пугают, чтобы таким образом развить смелость. Наоборот, можно еще больше усугубить внутреннее чувство.

перейти наверх

Как бороться с детскими страхами в итоге?

Через игру можно помочь ребенку побороть собственные детские страхи. Следует отыгрывать ситуации, в которых появляется страх, и рассматривать их с разных сторон. Родители могут предложить свои способы выхода из данной ситуации. Также ребенку следует позволять испытывать возникающие эмоции, просто учить его их контролировать.

Родители должны стать тылом для своего малыша. Если ребенок уверен в том, что родители его защитят и любят, тогда он меньше будет бояться. Следует вместе с ним изучать окружающий мир, раскрывать тайны тех вещей, которых он боится. Не следует специально пугать своих детей, чтобы у них не было поводов для страха.

Источник: http://PsyTheater.com/detskie-strahi-kak-borotsya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.